Сборник документов и материалов «Социальная политика СССР в послевоенные годы» является логическим продолжением темы, поднятой в документальной публикации «Сталинское экономическое наследство: планы и дискуссии. 1947–1953 гг.» (М: РОССПЭН, 2017). В данной книге «сталинская» модель выступает как база социальной политики, очерчивающая ее «прокрустово ложе». Такой подход позволяет выявить объективные и субъективные факторы, задававшие вектор развития социальной политики и обусловившие ее успехи и провалы. В сборник включены материалы и документы, освещающие наиболее дискуссионные проблемы данного периода, – феномен ежегодного снижения цен, подписка на государственные займы в контексте их роли в социальной политике, декларируемой и реализуемой на практике. Уделено внимание и противоречивому процессу возвращения к мирной жизни: проблемам послевоенной социальной политики как в среде рабочих, так и в аграрном секторе. Представленный сборник адресован ученым, преподавателям, студентам, а также всем, кто интересуется советским периодом отечественной истории, и дает источниковую базу для углубления исследования проблемы. Подавляющее число документов и материалов, выявленных в РГАСПИ, ранее не публиковалось
798 Руб.Мы рады представить читателю первый перевод на русский язык работы Кеннета Гергена – основоположника социально-конструкционистского подхода, который перевернул представление о науке и знании. Он поместил в контекст социального конструкционизма такие сферы, как психология, образование, организация и мораль. Автор расширяет сферу влияния социального конструкционизма, выходя за рамки традиционных социальных теорий. Такой подход открывает абсолютно новый взгляд на стратегию исследований и интерпретацию данных экспериментов. Книга будет интересна специалистам в области социальных наук, политологам, психологам, культурологам, и всем, кто интересуется современными тенденциями в развитии общества
524 Руб.В монографии приведено эмпирическое описание структуры российского провинциального общества на локальном уровне. На основе феноменологических критериев осуществлена типология местных обществ. Социальная структура описана в аспектах территориальной, социально-экономической, социально-профессиональной, родственно-соседской, статусной и локальной социально-политической структуры каждого из установленных типов местных обществ. Представленные результаты основываются на полевых исследованиях автора и охватывают период с 1980-х по 2020-е годы. Книга адресована социологам, экономистам, политологам. Может быть использована в качестве дополнительного источника при обучении студентов высших учебных заведений по специальностям «социология», «политология», «экономика», «государственное и муниципальное управление»
1260 Руб.В книге рассматривается история православного прихода – мельчайшей, но и самой многочисленной единицы церковного организма – в период от Великих реформ 1860-х до революционных событий 1917–1918 гг. Автор исследует приход в трех аспектах: как социальную структуру, как предмет общественных дискуссий и как объект политического реформирования со стороны светских и церковных властей. Как социальная структура приход в этот период был тесно связан с эволюцией крестьянской общины, урбанизацией, развитием сословности духовенства и другими социальными процессами имперского периода. Автор показывает, как политика властей последовательно ограничивала самостоятельность приходских институтов и увеличивала лежащее на приходе фискальное бремя, что формировало условия для кризиса прихода. Автор реконструирует все этапы горячих дискуссий о приходе и обращает внимание на их героев, в том числе, забытых в историографии. Впервые в контексте политической истории этого периода последовательно рассматриваются все проекты преобразований православного прихода, выдвинутые в межреволюционный период различными общественными силами, в том числе, синодальной бюрократией и депутатами Государственной думы. Подробно описаны составляющие «приходской революции» 1917 г. и реакция на нее церковных властей разного уровня, в том числе, Собора Российской Церкви 1917–1918 гг. Кроме того, вводная глава книги содержит краткий обзор истории прихода в допетровской Руси, а также описание его трансформаций в конце XVII – начале XIX в, а в заключительном параграфе дается обзор истории прихода в советский период. Впервые в научный оборот вводится обширный архивный и статистический материал. Книга адресована как специалистам, так и всем интересующимся отечественной и церковной историей XIX–XX вв
2470 Руб.В одиннадцатом томе «Социальной и религиозной истории евреев» Сало У. Барона в широком контексте европейской истории рассматривается социальное, юридическое и политическое положение еврейских общин и их взаимодействие с христианским населением Европы в XIII–XVI вв. This Russian language edition is a complete translation of the U.S. edition, specially authorized by the original publisher, Columbia University Press
1259 Руб.В монографии представлена реконструкция философии индийского реформатора, просветителя, общественного деятеля, политика, "Отца современной Индии" Раммохана Рая (1772-1833). Основание им индийской философии Нового времени интерпретировано в контексте встречи цивилизаций Востока и Запада и становления национально-культурного ренессанса в колониальной Индии XIX в. Раммохан Рай охарактеризован как гуманист, философ диалога, рационалист, философ-практик и новатор. Впервые в индологии мысль Раммохана Рая показана в виде целостной философии, выявленной на основе герменевтического анализа его трудов. Две равнозначные её сферы - религиозная и социальная философия. Развивая религиозную философию на основе веданты, Раммохан интегрирует в неё прежде несвойственную ей антропологическую и этическую проблематику, тем самым начиная историю неоведантизма. В истории индийской философии с трудов реформатора впервые начинается социальная мысль и обозначается её проблемное поле, в том числе осмысление бытия общества во времени, вопросы права и политической жизни. В книгу включены выполненные автором переводы избранных трудов Раммохана Рая, в том числе выходящие на русском языке впервые. Книга обращена к широкому кругу специалистов и читателей, интересующихся историей индийской философии Нового времени, религиозной и социально-философской мыслью стран Востока
684 Руб."Клиническая и социальная арт-терапия" отражает расширение спектра разных форм и областей использования арт-терапии в отечественной и зарубежной лечебно-профилактической и реабилитационной практике. Представлены новые подходы в арт-терапевтической работе, поддерживаемые развитием биопсихосоциальной парадигмы современной медицины и отражающие изменение социальных и культурных условий. Представлены основные значимые тенденции совершенствования арт-терапевтической помощи, ее форм и методов. Социальное и клиническое направления в современной арт-терапии как наиболее динамично развивающиеся и дополняющие друг друга грани целостного явления подкреплены и проиллюстрированы статьями опытных практиков и известных экспертов. Издание восполняет дефицит методической информации, касающейся некоторых перспективных и актуальных направлений и форм арт-терапевтической работы, таких как: оказание помощи социально незащищенным группам населения, дисфункциональным семьям и сообществам, беженцам и мигрантам, пожилым и престарелым людям, ветеранам войн, правонарушителям, пациентам с психическими расстройствами и аддикциями и др. Книга адресована врачам, психологам, психотерапевтам и другим помогающим специалистам, в особенности тем, кто владеет методами арт-терапии
1131 Руб.В книге раскрывается социальная история скифского общества в сопоставлении с социальной историей других индоевропейских народов и древних кочевников Евразии. Исследуются общие закономерности возникновения и функционирования кочевых обществ, формирования в них классов и государства, взаимоотношения кочевников и земледельцев. Предлагается новая периодизация истории кочевничества в Евразии. Много внимания уделено исследованию общетеоретических проблем кочевничества и раннеклассовых обществ. Для студентов и преподавателей исторических, географических, социологических и политологических специальностей, а также для всех, кому интересна история одного из древнейших регионов Евразии, простиравшегося от Северного Причерноморья до Тихого океана
1260 Руб.Огюст Конт (1798-1857) - французский философ и социолог, основоположник позитивизма и социологии как самостоятельной науки. Основной закон социологии Конта - "любовь как принцип, порядок как основание, прогресс как цель". В идеальном обществе, которое Конт называл позитивистским или положительным, царит солидарность различных групп и классов, а государство предупреждает "фатальную склонность к коренному расхождению в идеях, чувствах и интересах". Эмиль Дюркгейм (1858-1917) наряду с Огюстом Контом считается одним из основателей социологии, но существенно расходился с ним во взглядах. Общество находится в процессе непрерывной эволюции, - утверждал он. - По мере того как социальная среда становится более сложной и подвижной, традиции и сложившиеся верования расшатываются, принимают неопределенную форму. Для адаптации к новой социальной среде, необходимо развитие мыслительных способностей как в обществе в целом, так и у отдельных его представителей. В книге приводятся основные работы Конта и Дюркгейма, посвященные этим проблемам
876 Руб.В монографии исследована социальная политика антибольшевистских правительств на востоке России в годы Гражданской войны. Автором выделены основные направления социальной политики, исследованы теоретические и идейные основания решения социальных проблем, проанализирована нормативно-правовая база, степень и масштаб ее реализации, непосредственные результаты, прямые и косвенные долговременные последствия, реакция населения на действия органов власти. Исследование проведено с максимальной опорой на достижения современной историографии, с привлечением значительного объема архивной документации, периодической печати и опубликованных источников. В издании дан сравнительный анализ социальной политики антибольшевистских правительств на востоке России и в других очагах сопротивления большевикам, а также сопоставление с социальной политикой советского правительства, поднят широкий круг проблем, связанных с особенностями взаимодействия государства и общества в условиях Гражданской войны. Издание рассчитано на историков, экономистов, социологов и правоведов, а также всех интересующихся историей
3053 Руб.Несмотря на секулярную природу «современности», ее сегодняшние описания все чаще обращаются к терминам постсекулярности. Все более очевидным и общепризнанным является не антагонизм, а генетическая связь онтологии модерна с онтологией христианской, в свете которой модерн из преодоления христианской культурной парадигмы становится ее инобытием. Этот, до определенной степени, неожиданный ракурс вынуждает переосмыслить знакомые концепты и феномены, в том числе касающиеся самопонимания и понимания того мира, в котором мы живем. Что такое модерн? Что есть социальная реальность? Как происходит метафизическая метаморфоза «пресуществления» религиозного мифа в естественнонаучную картину мира? Вот те вопросы, которые составляют центр предлагаемого читателю исследования
537 Руб.Данная коллективная монография основана на докладах, прозвучавших на Всероссийской научной конференции с международным участием «Становление системы К. С. Станиславского в контексте эпохи Серебряного века: влияние Востока», которая состоялась 2—3 ноября 2022 г. в Российском институте театрального искусства — ГИТИС (Москва). Целью конференции стало выявление тех аспектов культуры Серебряного века, которые способствовали рождению и становлению системы К. С. Станиславского. И Восток в данном случае сыграл значительную роль. К. С. Станиславский, работая над системой, обнаружил совпадение некоторых приемов своей педагогической практики с принципами йоги. Он интуитивно пришел к тем же методам воздействия на психику, которые были известны на Востоке в течение тысячелетий. Представленные в книге статьи обращаются к различным аспектам обучения актера на основе психофизических тренингов, сопоставления этики Станиславского с духовными учениями Востока, а также исследуют различные области театрального искусства, испытавшие ориентальное влияние на рубеже XIX—XX вв. Рассмотрено также восприятие учения К. С. Станиславского в странах Востока. Настоящая монография вносит вклад в мало исследованную область театроведения и имеет большое теоретическое и прикладное значение для искусствоведов, литературоведов, культурологов, философов, востоковедов и других специалистов. Надеемся, что читатели смогут расширить свои представления об источниках вдохновения для многих деятелей культуры, литературы и искусства Серебряного века
816 Руб."Знание в контексте" — критика предпосылок аналитической эпистемологии философии науки, которые суть предпосылки философии модерна, с точки зрения эпистемологии сначала-знания Тимоти Уильямсона, контекстуального реализма Жослена Бенуа и реалистической интерпретации философии позднего Витгенштейна. В книге, наряду с традиционным подходом к знанию и альтернативной эпистемологией сначала-знания, рассматривается ряд других эпистемологических теорий и, в частности, эпистемология добродетелей, безопасная эпистемология, эпистемологический дизъюнктивизм, гибридные эпистемологические теории. Также рассматриваются такие вопросы и проблемы, как определение знания, проблема Гетье, скептицизм, ценность знания, структура рациональности, эпистемологические контекстуализм и релятивизм, знание-как, групповое знание, перспективизм, философские проблемы квантовой механики, виртуальная реальность и другие. Утверждается, что эпистемология начала-знания превосходит другие эпистемологические теории и совместима с витгенштейновским контекстуальным реализмом, познание самих вещей возможно, а онтология чувствительна к контексту
2336 Руб.Творчество Гоголя рассматривается в книге в широком историко-культурном контексте. Это не только современная писателю литература, но и те пласты культурного наследия, которые всегда занимали Гоголя, становясь как источником тех или иных его произведений, так и – в известном смысле — фактом жизни самого писателя, формой его самосознания. Обращение Гоголя к фольклорной традиции (во всем ее разнообразии), к древнерусской культуре, святоотеческому преданию, духовной литературе автор монографии рассматривает как своеобразный диалог писателя с эстетикой и духовным содержанием прошлых эпох. А обращаясь к творчеству современников Гоголя (декабристов, А. Пушкина, Н. Языкова, А. Иванова, И. Киреевского, К.С. и И. С. Аксаковых и др.), прослеживая характер взаимодействия художественной литературы и общественной мысли (их одновременно и спора, и сотрудничества), автор книги позволяет понять и существенные особенности диалога литературы Нового времени с ранними пластами отечественной культуры
1330 Руб.«Мнимое сиротство: Хлебников и Хармс в контексте русского и европейского модернизма» — попытка подвергнуть художественные произведения, манифесты и жизнетворческие практики первого авангарда непредвзятому рассмотрению, не зависимому как от культа авангарда, так и от сложившейся за столетие инерции его восприятия. В монографии проблематизируются природа первого авангарда, легитимность того уникального места, которое он занял в сегодняшнем литературном каноне, и масштаб его новаторства. В развитие этой исследовательской программы прокладываются увлекательные интеллектуальные маршруты от существующих трактовок прославленных произведений Хлебникова и Хармса — через их контекстуализацию — к новым. В результате у обоих писателей обнаруживается богатейшая доавангардная родословная. Драматического пика анализ творчества Хлебникова и Хармса достигает при обсуждении их программных жестов разрыва с традицией (вроде бросания Пушкина с парохода современности). Оба писателя оказываются, сами того не желая, типичными представителями модернизма, разделяющими со своей эпохой интеллектуальные моды, сюжеты, мотивы, жизнетворческие и рекламные стратегии. Их принадлежность к модернизму демонстрируется и в разделе, посвященном нумерологическому топосу русской литературы. Почерпнув математический репертуар у современников-модернистов, Хлебников использовал его для создания своих автомифологем (вроде «Короля Времени»), на которые затем нетривиальным образом отреагировали такие модернисты, как Кузмин и Замятин, Мандельштам и обэриуты. Для филологов, специализирующихся на авангарде и модернизме, и широкого круга читателей
720 Руб.Настоящая книга представляет собой второй сборник XIII Симпозиума Международного Общества Достоевского (Будапешт, 3-8 июля 2007 г.) и соответственно главной проблематике, изучаемой на конференции, носит название Аспекты поэтики Достоевского в контексте литературно-культурных диалогов. Как отмечено в Предисловии уже вышедшего сборника F.М. Dostoevsky in the Context of Cultural Dialogues / Ф.M. Достоевский в контексте диалогического взаимодействия культур, большинство публикуемых докладов участников — в том числе и материалы круглых столов — были размещены там. В предлагаемом здесь издании, в научном плане равноправном с предыдущим, в очередном томе серии Общества (International Dostoevsky Society), Dostoevsky Monographs, включены как оригинальные доклады, так и дополненные и доработанные их варианты
641 Руб.В книге рассматривается история православного прихода – мельчайшей, но и самой многочисленной единицы церковного организма – в период от Великих реформ 1860-х до революционных событий 1917–1918 гг. Автор исследует приход в трех аспектах: как социальную структуру, как предмет общественных дискуссий и как объект политического реформирования со стороны светских и церковных властей. Как социальная структура приход в этот период был тесно связан с эволюцией крестьянской общины, урбанизацией, развитием сословности духовенства и другими социальными процессами имперского периода. Автор показывает, как политика властей последовательно ограничивала самостоятельность приходских институтов и увеличивала лежащее на приходе фискальное бремя, что формировало условия для кризиса прихода. Автор реконструирует все этапы горячих дискуссий о приходе и обращает внимание на их героев, в том числе, забытых в историографии. Впервые в контексте политической истории этого периода последовательно рассматриваются все проекты преобразований православного прихода, выдвинутые в межреволюционный период различными общественными силами, в том числе, синодальной бюрократией и депутатами Государственной думы. Подробно описаны составляющие «приходской революции» 1917 г. и реакция на нее церковных властей разного уровня, в том числе, Собора Российской Церкви 1917–1918 гг. Кроме того, вводная глава книги содержит краткий обзор истории прихода в допетровской Руси, а также описание его трансформаций в конце XVII – начале XIX в, а в заключительном параграфе дается обзор истории прихода в советский период. Впервые в научный оборот вводится обширный архивный и статистический материал. Книга адресована как специалистам, так и всем интересующимся отечественной и церковной историей XIX–XX вв